1. Данная методика позволяет свести к нулю все сознательные умственные процессы, которые некоторые называют внутренним диалогом. Она позволяет более глубоко осознавать всё происходящее вокруг одновременно уничтожая внутреннюю суету. На первом этапе (через несколько дней активного применения этой методики) наблюдается некоторое "отупение", которое затем проходит.
На первых этапах необходимо следить за собственным дыханием. Внимание, прикованное к дыханию, заставляет мысли утихомириться. Затем, вы почувствуете, что совсем не обязательно следить за дыханием, чтобы создать умственную тишину. Наступит момент, когда вы сможете по собственному желанию создавать умственную тишину без помощи дыхания в любое время.
Первоначально нужно отделить эмоции от чувств.
Чувства - горе, радость. Возникают сами по себе, как реакция тела (сновидящего) и лишь затем осмысляются.
Эмоции - возникают как реакция на мысли, то есть как правило на ментальное копание. Идиотский пример: "А что если она меня не любит ? Что если изменяет ?" и сразу после этого расстроился.
Чувства нужно ПРОЧУВСТВОВАТЬ (простите за тавтологию). От эмоций же надо избавляться. Рекомендуемый метод: обнаружив себя на грани эмоционально окрашенного состояния, нужно войти в состояние Внутреннего Молчания, и эмоциям не удастся возобладать. Если это альтернативное состояние пока недостижимо, следует попытаться изменить содержание внутреннего диалога. Можно попробовать сочинить песню, используя в качестве ее слов свои мысли; попробуйте составить из них стихотворение; вернуться к началу мыслей или попробовать начать думать на иностранном языке; начать повторять таблицу умножения; или, наконец, мысленно пропеть себе колыбельную. В любом случае результат окажется тем же самым: без соответствующих мыслей эмоция просто не сможет зародиться.
2.На основе рекомендаций Санчеса. Остановка внутреннего диалога достигается разными техниками. Например, Кастанеда описывает "Ходьбу Силы":
Пальцы следует поджать, спина должна быть прямой. Глаза направлены в линию горизонта и смотрят на полусферу, причем основное внимание переносится на переферическое зрение. Для усиления эффекта можно к этой технике добавить слух: надо слушать мир. При таком восприятии слух "разворачивается в шар", то есть, воспринимает все окружающие звуки одновременно, а не по отдельности, как мы привыкли. При этом создается ощущение "глубины" звуков. Очень крутая практика. Желательно выполнять по минут двадцать-двадцать пять. Не больше, но и не меньше. Через неделю, вы сами почувствуете на сколько вам можно увеличить время тренировки. Результаты становятся заметны уже через дней десять-пятнадцать.
3. Также упражнение со схожим предназначением описывает Ошо:
Нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и дать своему внутреннему диалогу "высказаться". При этом, если у вас хватит на это личной Силы, можете тихонько понаблюдать за происходящим. А творится картина удивительной красоты: диалог сначала аккуратно шепчет по привычке, затем потихоньку повышает голос, его треп становится абсурднее, глупее, бессвязнее. Через минут восемь-десять он начинает рассказывать вообще все что попало. Особенно он любит применять две уловки, чтобы поймать ваше внимание. Первое, он любит рассказывать нечто логическое, особенно связанное с цифрами: календарь, расписание движения автобусов или математические формулы, которые, как вы думали, вы забыли по окончанию школы. Второе: он часто ловит нас на воспоминаниях: подсунет вам картинку из молодости, а сам тотчас отскочит на задний план и шепчет так тихонечко -- мир описывает. И в первом, и во втором случае, если вы его на этом поймали, нужно действовать таким образом: просто это проигнорировать и не увлечься в подсунутую картинку.
4.Дзенские практики по остановке внутреннего диалога просты как Дзен:
Встаньте посередине комнаты и начинайте делать одновременные движения прямыми руками: правой рисуете горизонтальную линию, левой -- вертикально. Когда этого вам покажется мало и ваше тело приспособится, то начинайте правой чертить квадрат, а левой -- круг. После овладения и этими телодвижениями пишите руками алфавит: правая пишет "А", левая "Б", правая "В" и так до конца алфавита. Сидеть или лежать при выполнении данной практики большого значения не имеет: главное, чтобы вы могли расслабиться, но не заснули. Заняв выбранную позу, расслабьтесь и просто плывите по течению до тех пор, пока ваше физическое тело, эмоции и голова не успокоиться. Дайте себе побыть в этом состоянии пару минут.
Пребывая в состоянии спокойного бодрствования, отслеживайте: о чем вы думаете. Определив общую тематику разговора с самим собой, откиньте эту мысль. Расслабьтесь на минутку. Опять обратите внимание на суть мысли, которую так самозабвенно распевает ваш внутренний диалог. Покрутив ее немного, также избавьтесь от нее. И так до тех пор, пока вы не окажетесь в состоянии, когда мимо вас мысли просто проплывают и где можно с легкостью уйти в любую из них, и так же легко вернуться. Этой практике надо посвящать не менее десяти минут в день. В конце концов окружающая нас реальность -- не более, чем мысль, которую мы привыкли думать...
P.S. Задачка особо продвинутым: отследить источник мыслей. Даю подсказку: ни одна ваша мысль, "вашей" не является... Очевидно, что ВД идет в фоновом режиме, это когда вы заняты чем-то своим, а он вам спокойно нашептывает. Можно остановить ВД, переведя его из фонового режима в основной. То есть самому себе сказать: <Ну давай, говори, а я послушаю.> При этом сосредоточиться на том, что он будет говорить. Время от времени повторять: <Ну говори же! Как оказывается, в такие моменты ВД наоборот замолкает. ВД в этом деле похож на сон. Если о нем не думать, он приходит. И наоборот. Во время остановки ВД главное теперь поддерживать внутреннюю тишину, то есть слушать себя, не отвлекаясь.
5. Представить чёрный круг(шар) в центре некого виртуального пространства. Установить взаимосвязь этого круга и мыслей. Расположение круга в центре означает отсутствие мыслей, это его первоначальное, уравновешенное состояние. При возникновении каких-либо мыслей вы представляете как круг смещается со своего отцентрированного места, как-бы расстраивается. Чем ярче и сильнее мысль тем смещение больше, при поверхностных незаметных мыслях, круг слабо вибрирует. Ваша задача настроить круг, добиться его неподвижного состояния. P.S. техника собственного изготовления, мне удобно представлять круг, вы можете подстроить её под себя, представлять то, что вам удобней.
6. Часто бывает так, что в голове застревает какая-нибудь надоедливая мелодия или припев какой-нибудь популярной песни, от которого никак невозможно избавиться. Понаблюдав за этой музыкой, заметил, что обычно звучит только какой-нибуть небольшой отрывок песни. В самом конце отрывка происходит перескок на начало этого отрывка. И так по бесконечному циклу эта мелодия очень долго может доставать. А так как она является тоже ВД, то ее тоже имеет смысл останавливать. Идея в том, чтобы сократить этот самый отрывок песни до минимального размера. В пределе до двух звуков какого-нибуть слова. И повторять эти два звука с тем же ритмом. Как оказывается, разум легко принимает такую подмену. И через минуту непрерывного напевания этих звуков так устаешь от этой музыки, что она после не возвращается.
7. Вместо слов сосредоточиться на образах и ощущениях. Не проговаривать что-то, а прочувствовать. Это получается думание цельными кусками ощущений. Для меня это было единственным действенным способом не говорить про себя. Умственная активность остается, но она приобретает иное качество. (В самом деле, это состояние обычно естественным образом возникает в моменты сосредоточенности.)
8. Внутренний диалог имеет одну интересную особенность --- создавать некое внутреннее давление на череп. Если обратить на это особое внимание, то можно таким образом легко улавливать локализацию мысли. Ваше неделание --- это отождествление мысли со слабым давление изнутри головы. Можно даже научиться как-то перераспределять это давление. В результате таких манипуляций, можно с легкостью отслеживать возникновение мыслей. Чтобы ослабить внутреннее давление необходимо немного приоткрыть рот, что позволит ослабить челюсть. Можно и не открывать рот, а лишь слегка оттянуть челюсть и расслабить её. В результате давление падет, а с ним уйдет и значительная перегрузка головы внутренним диалогом. В таком состоянии мысли начинают "падать" разряженно и у вас имеется возможность "проскальзывать" между ними. Не стоит тратить силы на борьбу с внутренним диалогом посредством самого диалога, типа: "так я начинаю останавливать ВД"; "мысли стоп" --енто абсолютно бесполезное занятие. Нужно лишь позволить себе скользить между мыслями (в голове --- так оно воспринимается), тогда у вас появиться возможность созерцать их как бы не извне, не захватываясь ими. Это может напоминать процесс падения в бездну среди летящих хлопьев снега. Конечно, это не гарантирует полную остановку внутреннего диалога, но даст великолепную возможность заняться сталкингом мыслей.
9. "Искажение реальности" Сие неделание связанно с процессом нарушения подтверждения ожидаемого. Смысл вот в чем. Когда вы слышите скажем гудок паровоза или гул машины, то поворачиваясь в этом направлении, всегда видите именно форму и очертание паровоза или машины соответственно. Но существует момент при повороте, когда ваше восприятие ещё как бы не может сфокусироваться и сопоставить звуку картинку. Именно такой момент и важен в этой практике. Если же происходит такая ситуация, когда вы видите что-то, что совершенно не сочетается с услышанным звуком, то в вашей системе описания происходит мгновенное нарушение и вы воспринимаете увиденный объект так, как он есть на самом деле, то есть в виде полей энергии. Ваше неделание --- это намеренное введение себя в изначальное заблуждение. Иначе говоря, например: если вы слышите звук приближающейся машины, то следует воображать её в уме скажем маленькой, размером с улитку или с булыжник, то есть сопоставлять такому звуку иное изображение, тогда при попадании этой машины в поле вашего зрения, произойдет резкое нарушение повседневной реальности и у вас будет миг, достаточный для "видения" машины.
10. Отрывок из книги "После Кастаньеды: дальнейшее исследование". Этот метод хорошо помогает устранить внутреннюю болтовню и, как следствие, может устранить внутренний диалог при долгом применении.
Итак. Выберите тихое место. Сядьте (лягте) поудобнее. Расслабьтесь. 1-5 минут посидите (полежите) концентрируя внимание на своём спокойном дыхании. Если вы полностью спокойны - внутреннее (эмоциональное) расслабление достигнуто. Теперь прислушайтесь. В голове есть звук! Тихий звук, приходящий почти из другого мира, из другого измерения. Для кого-то это будет гул, для кого-то - писк, для меня - звук напряжения, полугул-полуписк. Концентрируйтесь на этом звуке. При концентрации мысли исчезают... Если долго практиковать этот метод, то этот звук можно услышать в любое время и даже в шумных местах.
Рано или поздно, если вы упорно практикуете метод, вы остановите внутренний диалог. Более того, этот метод повышает сознательность и повышает вероятность вхождения в ОС и ВТО. На фоне общего расслабления очень медленно расслаблять и напрягать одну мышцу, следя затем чтобы не было "дерганий". При этом осознавать остановившийся в этот момент ВБ Важно постоянно стараться замедлить скорость напряжений-расслаблений (движение визуально не должно определяться). Помимо ОВБ данная техника очень хорошо прорабатывает тело и, что не мало важно, вводит это самое тело в сферу осознавания.
11.Продолжительность упражнения: Ежедневно 20 минут. После их истечения мы остаемся сидеть еще 2-3 минуты без медитации. После этого можем встать. В этом упражнении задействованы три элемента: тело, мысли и дыхание. Что касается тела, то здесь главное - не сутулиться. Вместе с тем, поза не должна быть напряженной. Положение рук значения не имеет. Глаза можно опустить... Сделайте это. Итак, ваше тело неподвижно и расслаблено. А внимание ваше обращено к выдоху. С выдохом дыхание спокойно исходит из вас, и вы мягко присоединяетесь к его движению. Не беспокойтесь о вдохе, он побеспокоится о себе сам. Дыхание выходит... и растворяется. Просто присутствуйте при этом. Различные мысли входят в ваше сознание. В данном упражнении не имеет значения, какие это мысли. Приятные мысли, неприятные мысли, - все это не более чем мысли. Заметив мысль, не судите ее, но мягко возвратите внимание к выдоху. В этом и состоит упражнение. Дыхание выходит, растворяется. Просто присутствуйте при этом. Если вы осознали звуки, доносящиеся из соседней комнаты, оставьте их доноситься. Дыхание выходит, растворяется. Просто присутствуйте при эт! ом. Если у вас возникли критические мысли об этой медитации, или о том, правильно ли вы ее выполняете, осознайте, что это мысли, и возвратите свое внимание к выдоху... На протяжении столетий внутренняя тишина служила людям средством исследования своего внутреннего мира. Состояние умиротворенного покоя, свободного от каких бы то ни было волнений, проблем и мыслей, сравнивалось с неподвижным пламенем свечи или со спокойным морем, неподвижная гладь которого позволяет видеть сквозь толщу воды Остановка внутреннего диалога - одна из ключевых техник при развитии навыков экстрасенсорного восприятия. Магия в определённом контексте немыслима без освоения этого навыка. Мы постоянно поддерживаем мысленную болтовню с самим собой. Фактически, то как именно мы воспринимаем окружающий мир обусловлено этим явлением. Есть некое описание мира, который нас окружает; оно было внедрено в наше сознание в глубоком детстве. Внутренний диалог постоянно поддерживает это описание, не даёт рассыпаться более или менее стройной картине окружающего пространства. Причём в подавляющем большинстве случаев, в описании мира навязанном нам с детства нет места магии - тонким и сверх тонким взаимодействиям индивидума с другими индивидумами и природой. Запущенная в глубоком детстве "словомешалка" ограничивает наши возможности восприятия до примитивного уровня. Яркий пример: попробуйте взять любую надпись, любой рекламный плакат содержащий текст и смотреть на него как на картинку, не пытаясь прочесть то, что там написано. Можно поручиться за то, что без остановки описания мира вам это не удастся. Я не хочу сказать что внутренний диалог совсем не нужен. Нужен, ибо благодаря одной из его разновидностей, а именно способности обобщать информацию, синтезировать или наоборот детерминировать её, проводить аналогии и делать умозаключения мы и являемся людьми. Вопрос заключается в другом - остановка внутреннего диалога на некоторое время открывает новые возможности восприятия, даёт шанс проникнуть во внутреннюю сущность вещей.
12. Не-делание, у-вэй. Этот способ основан на том факте, что у человека выполняющего некоторое не привычное для него действие, наблюдается сдвиг позиции сознания, сопровождающийся интересующим нас эффектом. Вы никогда не пробовали есть китайскими палочками, держа их в левой руке (если вы правша)? Это как раз одно из таких не-деланий. Всё что не привычно для вас, и то что вы тем не менее делаете, является у-вэй - магическим актом, если вы знаете как использовать открывшуюся возможность. Вот конкретное упражнение: совершите несколько круговых движений правой рукой, держа кисть в вертикальной плоскости. Движения должны совершаться по направлению от груди вверх, вперёд, вниз, к груди. Получается? А теперь совершите левой рукой аналогичные движения только в противоположном направлении: от груди вниз, вперёд, вверх, к груди. А теперь совершите несколько движений обеими руками одновременно, каждой в своём направлении. Это упражнение является не-деланием и оно вызывает остановку внутреннего диалога. Замечания: Здесь есть два минуса: "физический" способ остановки мыслей не всегда удобен. На пример, если вам понадобилось внутреннее безмолвие в общественном месте. Постоянное выполнение однотипного упражнения ведёт к привыканию. То есть не-делание становится деланием, и искомый эффект пропадает. Вывод: Можно использовать этот способ на начальных этапах развития как один из самых простых, и дающий чёткое ощущение остановки диалога. Рекомендации: Как только вы почувствуете, что некоторое не-делание становиться привычным, и диалог не останавливается, бросайте его и пробуйте какое-то другое не-делание. Так на пример приведённое выше простое упражнение можно усложнить одновременным поворотом левой ступни влево-вправо и постукиванием мыском правой ноги по полу.
13. Медитативный способ. Этот приём основан на продолжительной, жёстко-фиксированой концентрации на каком либо предмете. Причем предмет может принадлежать как материальному миру (на пример - горящяя свеча), так и не материальному миру (мыслеформа, образ, религиозный символ и т.д) Можно вместо концентрации на предмете повторять про себя мантру, индуистскую или православную. Происходит вытеснение слабых мыслей и образов более сильным. Замечание: Иногда бывает достаточно сложно освободиться от созданной самим собой мыслеформы или "заткнуть" звучащую в голове мантру. Вывод: Мне кажется, целесообразность применения такого способа оправдана только в контексте специальных психотехник используемых различными религиозными традициями; на пример в дзен-буддизме, индуизме.
14. Переключение модальности. Этот способ сочетает в себе основные преимущества вышеописанных способов: с одной стороны - это выполнение не привычного действия - на пример человек - кинестетик, решивший некоторое время использовать аудиодальную модальность, а с другой - концентрация на не привычной информации. Что такое ведущие модальности и как их определить у себя и других людей будет скоро описано в другой статье, посвящённой гипнозу.
15. Пассивный способ. Вы когда-нибудь наблюдали за течение ваших мыслей? Как они появляются, во что трансформируются, какие вызывают ассоциации и куда в конце концов деваются? Попробуйте рефлексировать это. Очень скоро вы сможете заметить, что большинство мыслей как бы не ваши. Они звучат в голове, сменяя одна другую. Просто наблюдайте за их течением. Именно наблюдайте, не цепляясь ни за одну из них, не придавая им силы. Через некоторое время они исчезнут. Замечания: Способ требует предварительного знакомства с состоянием внутреннего безмолвия. Сразу может и не получиться. Требуется довольно много времени, для того что бы достичь искомого состояния. Вывод: Лично для меня это самый лучший из перечисленных методов, требующий некоторой дисциплины сознания но зато свободный от почти всех недостатков.
16. Особый способ ходьбы. Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам — идти, направляя взгляд впеpед на уровне горизонта, ни на чем специально не фокусируясь, так, чтобы видеть одновременно все пространство впереди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддерживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в привычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
17.HЕ-делание. Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов. Хорошим примером подобного подхода является эффект, вызываемый рассматриванием так называемых «Магических трехмерных изображений» (например выполненных в технике S.I.R.D.S).
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список — например, фокусируя внимания на тех деталях мира, которые обычно от него ускользают — на тенях предметов; совершая обычные действия не совсем обычным образом. Например, так выглядит один из способов неделания ходьбы: «Сказки о силе», слова ДХ: «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».
Есть масса вариаций на тему неделания: неделание музыки — слушать ее таким образом, чтобы во внимании она из слаженного потока мелодии, нот, ритма «рассыпалась» на простой набор звуков... услышать как бы «изнанку»; неделание привычки — создание «фальшивых привычек» в процессе сталкинга. Есть еще один «детский», весьма забавный вариант неделания — повторять вслух, много раз подряд какое-либо слово, пока оно не потеряет начисто весь вкладываемый в него смысл. В результате детей разбирает смех, поскольку Важное и Весомое Слово представляется смешным набором звуков, хитрым шевелением губами и языком.
18.«Созеpцание». Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого подобно тому, как следует рассматривать «магические трехмерные изображения». При этом видишь все... и ничего конкретно.
В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек «делает» это дерево — находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель НЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Например смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки — а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.
19.Практика остановки внутреннего диалога
Книга 4
В начале нашей связи дон Хуан разработал другую процедуру: делать длинные переходы, не фокусируя глаза ни на чем. Его рекомендацией было не смотреть ни на что прямо, но, слегка раскашивая глаза, удерживать в боковом зрении все, что попадается на глаза. Он настаивал, хотя в то время я этого и не понимал, на том, что если будешь удерживать несфокусированные глаза в точке слегка выше горизонта, то возможно замечать сразу все в почти полном 180-градусном секторе перед глазами. Он заверил меня, что это упражнение является единственным способом прекратить внутренний диалог. Он обычно расспрашивал меня о моем прогрессе, но потом перестал интересоваться этим.
Я сказал дону Хуану, что практиковал эту технику в течение нескольких лет, не замечая никаких изменений. Однако однажды я с потрясением понял, что только что шел в течение десяти минут, не сказав себе ни единого слова.
Я заметил дону Хуану, что осознал тот факт, что остановка внутреннего диалога - это не просто удерживание слов, которые я говорил себе. Весь мой мыслительный процесс остановился, и я ощутил себя как бы в подвешенном состоянии, парящим. Чувство паники, которое возникло из этого осознания заставило меня восстановить свой внутренний диалог как противоядие.
.....
- Остановка внутреннего диалога является, однако, ключом к миру магов, - сказал он. - вся остальная деятельность только зацепки. Все, что они делают, так это ускоряют эффект остановки внутреннего диалога.
Он сказал, что имеются два основных вида деятельности или техники, используемые для ускорения остановки внутреннего диалога: стирание личной истории и сновидение.
Книга 7
Он объяснил, что точкой отсчета всего, что делают видящие, является то, о чем он говорит неустанно со дня нашей встречи: остановка внутреннего диалога. Он подчеркивал снова и снова, что внутренний диалог является тем, что привязывает точку сборки к ее исходному положению.
- Когда достигнуто безмолвие, все становится возможным, - сказал он.
Я сказал ему, что ясно осознаю, что в общем я перестал разговаривать с собой, однако не знаю, как я это сделал. Если бы меня попросили объяснить методику, я не знал бы, что сказать.
- Объяснение этого - сама простота, - сказал он. - ты повелеваешь и так устанавливаешь новое намерение, новую команду. Затем твоя команда становится командой орла.
В этом одна из необыкновенных вещей, из всего того, что нашли новые видящие: наша команда может стать командой орла. Внутренний диалог останавливается тем же путем, каким он и начинался: актом воли. В конце концов, мы были вынуждены теми, кто учил нас, заговорить с собой. Когда они учили нас, они вовлекали свою волю, а мы - свою, в обоих случаях не зная об этом. Когда мы учились разговаривать с собой, мы учились управлять волей. Мы повелели себе говорить с собой, поэтому, чтобы остановить разговор с собой, нужно воспользоваться тем же методом, мы должны повелеть, мы должны породить намерение.
Книга 9
- Чтобы в совершенстве овладеть сновидением, тебе прежде всего следует прекратить внутренний диалог, - сказал мне однажды эмиссар. - Для того, чтобы достичь успеха в прекращении диалога, держи между пальцами несколько кристаллов кварца длиной два или три дюйма или несколько тонких отшлифованных речных камушков. Согни чуть-чуть пальцы и зажми кристаллы или гальку между ними.
Эмиссар сообщил, что металлические предметы, если они соответствуют размеру и ширине пальцев, оказывают тот же эффект. Метод состоит в том, чтобы удерживать как минимум по три тонких вещи между пальцами каждой из рук, сжимая их почти до боли в кистях. Это давление необычно действует на внутренний диалог, успокаивая его. Эмиссар отдавал предпочтение кристаллам кварца; он сказал, что результат в этом случае будет наиболее эффективным, хотя для этой практики подходит все что угодно.