Что такое Аюрведа Аюрведа – это наука о жизни. Это древнейшая на земле медицинская наука имеет две цели: поддерживать здоровье здорового человека и лечить больных. Фундаментальные принципы Аюрведы основаны на законах природы. Аюрведа считает, что все явления, происходящие в природе, так же представлены, но в уменьшенном виде, и в человеческом теле. Следовательно, законы природы применимы также и к человеческому телу. Аюрведа - это знание, которое передавалось и записывалось на древнейшем языке, санскрите. Поэтому вся терминология дается на санскрите, подобно тому, как в западной медицине вся терминология дается на латные.
Аюрведа состоит из двух слов: «Айу» и «веда». «Айу» на санскрите значит «жизнь». С точки зрения Аюрведы, термин ваю означает единство тела (шарира), телесных чувств (индрия), ума (сатва или манас) и души (атма). Исходя из этого очевидно, что понятие «айу» в Аюрведе не ограничивается только физическими аспектами жизни, но включает в себя также ее умственный (ментальный) и духовный аспект. Но почему под жизнью здесь понимают именно эти четыре пункта? Когда бы мы ни использовали слово «айу», это всегда означает жизнь. Для того чтобы в материальном мире (теле) существовала жизнь, необходимы эти четыре ее составляющие. Например, если мы из этих четырех уберем тело, то душа не сможет находиться в материальном мире. Без чувств душа здесь ничего не сможет воспринимать, и ум это то, что контролирует тело и чувства, и поэтому так же необходим. Все это вместе, сочетаясь, даёт жизнь. Итак, чтобы понять, что такое жизнь мы должны понять все эти категории и вместе и по отдельности. Слово «веда» на санскрите значит «знание». Таким образом, Аюрведа значит наука о жизни: о душе, человеческом уме, человеческих чувствах и человеческом теле. Однако Аюрведа связана, не только с людьми, просто у нас есть тенденция рассматривать всё в соответствии с людьми, так как их на Земле большинство. Аюрведу можно применить по отношению к животным, растениям и т.д.
Аюрведа – не просто медицинская наука. Это венец знания, передаваемого из поколения в поколение. Оно накапливалось цивилизациями прошлого на протяжении тысячелетий, учитывая человеческие потребности в питании и его поведение, а так же используя окружающую природу в лечебных и профилактических целях. Аюрведа сегодня - это гармоничное сочетание древних и современных методов.
Аюрведа выясняет то, что благоприятно для «айу», а что нет. Там говорится о том, что аю нравится и что не нравится. Как это понять? Например, человек болеет диабетом, то для него есть ограничения в приёме сахара. Это означает, что сахар дурно влияет на жизнь («айу») этого человека. В то же время этот человек привязан к сахару. Это означает, что «айу» этого человека нравится сахар. Однако сахар не даёт здоровье для «айу». То, что человеку нравится сахар, показывает, что он нравится какой-то части этого «айу», например, уму. Как правило, человек болеющий диабетом, не любит делать выполнять физические упражнения. Однако он нуждается в упражнениях. Упражнения благоприятны для его «айу», но его «айу» не любит их. Бывает и так, что человек любит то, что благоприятно для его «айу» и понимает, как быть здоровым. Все что благоприятно для чувств, как правило, благоприятно и для тела. Всё что благоприятно для ума также благоприятно и для тела. И ум и чувства сильно связаны с телом.
Итак, Аюрведа оперирует 4-мя понятиями:
что благоприятно для жизни
что неблагоприятно
что нравится жизни
что ей не нравится
В чем же заключается цель Аюрведы? Не поняв цель, мы не сможем применять её правильно.
Цель Аюрведы
Как уже ранее упоминалось, первая цель Аюрведы - это поддерживать здоровье здорового человека на должном уровне. Для этого Аюрведа дает определенные регуляции. Если мы будем следовать им, то будем свободны от болезней. Есть такая пословица: «учение сохраняет жизнь». Но если человек следует предосторожностям и всё равно заболевает, то Аюрведа даёт возможность правильно лечиться, что является ее второй целью. Однако приоритет отдается поддержанию здоровья здорового человека. Если мы будем поддерживать в здоровом состоянии сочетание всех четырех составляющих нашего «айу», то будем здоровы. В дальнейшем речь будет идти о сочетании этих четырех элементов.
В Аюрведе описываются причины нарушений и болезней в нашем теле. Помимо того, что неправильно, также говорится и о здоровом функционировании нашего тела. Однако в Аюрведе говорится не просто о теле, но о теле, в котором присутствует ум, чувства и душа. Далее о теле будет говориться с точки зрения его физиологии (функционирования) и с точки зрения анатомии (строения).
История Аюрведы
Аюрведа является частью Вед, самых древних на земле книг знания. Веды – это вечное знание, не имеющее ни начала ни конца. Кратко коснемся структуры ведической литературы. Веды Существуют 4 Веды: Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда и Атхарва Веда. Это главные Веды в традиции ведической литературы. В каждой Веде есть упаведы или дополнительные веды, в которых описано не духовное знание, а прикладные науки:
В Риг Веде – Дханур Веда - знание воинского искусства. На земле не обнаружены шастры описывающие Данурведу. Но в других книгах Вед упоминаются наименования книг, которые описывают Данурведу.
В Яджур Веде - Стапаться Веда – знание о законах архитектуры. Здесь описаны храмы. Сегодня по ней также трудно найти какую-либо адекватную литературу. Однако есть тексты, которые ее описывают. Например, Васту-шастра связана со Стапатья Ведой.
В Сама Веде - Гандхарва веда. Книга которая происходит от Ганхарва Веды это Самхита – наука о музыке.
В Атхарва Веде - Аюрведа. Аюрведа это производная Веда от Атхарва Веды.
В Риг Веде также содержится много вещей связанных с Аюрведой. Однако в самих Аюрведических текстах говорится, что она относится именно к Атхарва Веде.
Все веды в прошлом передавались устно. Раньше их вообще не записывали. Когда люди стали испытывать потребность иметь Веды в записанном виде, великий святой мудрец Шри Двайпайана Вйаса собирал всё знание, которое содержалось в устной традиции и записал его. Это знание называется самхита – книги Вед или гимны. Браманы - это книги где описываются ведические ритуалы. Здесь описано все, что касается ритуального поклонения. Араньяки - это книги которые опираются на браманы. Ими пользовались отшельники, которые жили в лесу («аранья», значит «лес»). Последний раздел Вед - это упанишады. Здесь находится знание Вед, которое передаётся от гуру к ученику. Оно считается самым сокровенным знанием, которое содержится в Ведах. Поэтому собрание упанишад называется Веданта – окончательное знание или вывод Вед.
Из девяти удивительных вещей, которые получились из океана, который пахтали полубоги и демоны, был Шри Данвантари Бхагаван, одна из форм Господа Вишну. Он дал амриту, напиток бессмертия, и поэтому считается Божеством Аюрведы.
Являясь частью Вед, Аюрведа - это так же - вечное знание. Согласно Аюрведическим текстам Аюрведа, будучи вечной, не имеет своего начала. Есть две традиции Аюрведы : небесная и земная.
Небесная традиция
Веды считают, что люди не являются творцами любого знания. Все знание исходит от Бога Таким образом, в начале творения, конструктор вселенной, Господь Брахма увидел в своей медитации знание, исходившее от Господа Вишну. Это знание о том как творить вселенную. Помимо всего прочего, там было и знание Аюрведы. Брахма пропел это знание своему сыну Праджапати Дакше, который передал его близнецам Ашвини-кумарам, Дашре и Насатье, котрые являются врачевателями полубогов. Они затем передали это знание царю небес Индрадеву.
Во всех текстах небесная часть ее истории одинакова, но распространение Аюрведы среди людей описывается разными школами по-разному.
Земная традиция
Согласно Чарака Самхите, когда на земле люди стали больше болеть, великие мудрецы, собравшись в Гималаях, решили, что Индра должен решить эту проблему. Они избрали из всех мудрецов Атрею Риши и отправили его к Господу Индре за медицинским знанием. Вернувшись со знанием Аюрведы, Атрея Риши распространил его среди людей. Традиция, основанная этим мудрецом, называется Атрея Сампрадайа. Это терапевтическая традиция Аюрведы или Кайа-чикится (лечение огня пищеварения). Первыми это знание получили шесть его учеников. Его ученик Агнивеша написал книгу знания, полученного от Атреи. Эта книга называется «Агнивеша Тантра». Потом она была переиздана мудрецом Чаракой. В его интерпретации эта книга называется «Чарака Самхита». Этим мудрецом Чаракой был сам Шри Патанджали Муни, инкарнация Аната Шеши.
Есть и другая традиция, согласно которой Каширадж Девадас Дханвантари (не путать с Дханвантари Бхагаваном, Божеством Аюрведы), царь провинции Каши (Бенареса), был первым, кто получил знание от Индры. Его традиция называется Дханвантари Сампрадайа. Сушрута - это мудрец, который получил знание непосредственно от Девадаса Дханвантари и его книга называется «Сушрута Самхита». Это хирургическая традиция в Аюрведе или Шалья-чикитса (Шалья-тантра).
Четвертая традиция описана в Брахмавайварта пуране. Там говорится, что Бхаскара (не путать с Богом Солнца) получил знание Аюрведы непосредственно от Ашвини-кумаров. Она называется Бхаскара Сампрадайа. Книга, которую он составил – «Бхаскара Самхита», но её на земле сейчас невозможно найти.
Ведическое знание не имеет противоречий, и все эти традиции являются истинными. Поскольку речь здесь идет о святых мудрецах живших за тысячи лет до нашей эры, и учитывая те высокие измерения в которых они получали это знание, считается, что все они получили знание от Индры и в то же самое время, каждый из них является уникальным начинателем земной традиции.
Аюрведа имеет свои отрасли применения. Однако не каждая отрасль Аюрведы имеет свою Самхиту (книгу). Книги, которые сохранились до наших дней, описывают 8 отраслей Аюрведы. В каждой книге есть своя специализация, упор на какую-то ветвь Аюрведы. Например, «Сушрута Самхите» описаны все 8 отраслей Аюрведы, но акцент делается на хирургию. В Кашьяпа Самхите также описаны все 8 частей Аюрведы, но акцент делается основном на педиатрию и т.д
Интересно узнать, какие еще отрасли применения знания, кроме трех перечисленных, имеет самая древняя на земле медицина.
Восемь отраслей Аюрведы
Будучи медицинской наукой, Аюрведа включает в себя все аспекты лечения и поддержания здоровья. Основываясь на природе заболевания, виде лечения и т.д, еще за долго до нашей эры были детально разработаны 8 специализированных отраслей Аюрведы:
1. Кайа-чикитса – в наши дни это, пожалуй, самая распространенная отрасль. Кайа в основном означает огонь пищеварения. Поскольку Аюрведа считает, что большинство заболеваний вызвано ослаблением пищеварительной системы, то отрасль Аюрведы, занимающаяся лечением болезней с помощью лекарств (сюда не включается хирургия и т.д), которые, в основном, воздействуют на огонь пищеварения и восстанавливают его функции, называется Кайа-чикитса. Как правило, медикаментозное лечение болезней вообще называется Кайа-чикитса.
2. Балрога-чикитса– «Бала» значит ребенок. Это отрасль Аюрведы, связанная с зачатием, беременностью, рождением, послеродовым уходом за матерью и ребенком, а так же с болезнями новорожденных и детей. Она так же называется Каумара-бхритйа. Эта отрасль использует те же методы лечения, что и Кайа-чикитса (терапия), лишь той разницей, что для детей нужны другие дозы лекарства.
3. Граха-чикитса – Эта отрасль включает в себя лечение болезней, вызванных влиянием такими не привычных явлений как духи, приведения, демоны, гандхарвы и т.д, а также небесные тела (планеты, звезды и т.д). Эту отрасль иногда называют Бхута-чикитса. Она основана на астрологии. в этом разделе говорится о том, что небесные тела (планеты) воздействуют на наш организм. В этой отрасли говорится, что вселенная в небольшом размере присутствуют в нашем теле. Поэтому, если есть проблемы с расположением небесных тел нашем гороскопе (небесной сфере в момент нашего рождения), то мы в процессе жизни будем испытывать определенные проблемы со здоровьем, и к лечению можно подойти с позиции коррективных мер, направленных на исправление этого «дурного» влияния небесных тел.
4. Урдхванга-чикитса– Так же известна как Шалакйа-чикитса. Это отрасль занимается лечением болезней в органах, расположенных выше шеи: глаза, нос, рот, уши и т.д. Все эти органы очень маленькие и с ними нужно по-особому обращаться. Поэтому хирургические инструменты должны быть очень маленькими и нежными (шалака). И в терапии здесь также нужно быть осторожным. Эта отрасль включает в себя как терапию, так и хирургию.
5. Шалйа-чикитса – Лечение хирургических болезней, а именно болезней которые требуют хирургического вмешательства. Когда болезнь вызвана несчастным случаем или вторжением в тело инородного объекта, необходимо срочное хирургическое вмешательство. Эта отрасль включает с себя лечение с помощью хирургических инструментов (астра или шастра), едких веществ (кшар) и т.д. Она состоит из двух разделов:
- Внешняя шалья – удаление из тела объектов, попавших в него из вне.
- Внутренняя шалья – удаление собственных частей тела, причиняющих беспокойство, например, воспаленный аппендикс и т.д
6. Данштра-чикитса – Занимается нейтрализацией ядовитых веществ, попавших в тело.. Она так же называется Виша-чикитса. Ядовитые вещества включают в себя укусы змей, скорпионов, пауков, собак и т.д, а так же употребление ядовитых препаратов.
7. Джара-чикитса – «Джара» означает старость. Старость вносит множество изменений в тело, например, снижение памяти, морщины, физическое ослабление и.т.д. В Аюрведе говорится, что старость это то же самое, что и болезнь, и одна из задач Аюрведы предотвращать процесс старения. Эта отрасль Аюрведы занимается лекарствами или веществами, которые замедляют или даже останавливают и поворачивают вспять процесс старения и которые дают телу новые силы. Эта отрасль по-другому зовется Расайана-чикитса. Вот пример такого лечения или Расайаны (омоложения). Для омоложения необходимы два условия:
1) Жить определенное время в одном месте и следовать определенным правилам поведения;
2) Принимать определенные лекарства, такие как Чйаванпраш (так как мы не следуем правилам, которым нужно следовать при приёме Чаванпраша, мы не достигаем эффекта омоложения) Итак, для того чтобы произошло омоложение необходимо:
- найти особое место для жилья;
- оно должно быть свободным от женщин;
- рядом должна быть река;
- в этом мирном ландшафте построить особый дом;
- жить в одиночестве полтора года (или не меньше девяти месяцев);
- есть только рис и молоко один раз в день и ничего больше;
- рис с молоком можно есть только вечером, а утром нужно есть Чаванпраш;
- в течении всего этого времени с вами должен быть хороший доктор, так как вы превратитись в маленького ребёнка.
8. Вриша-чикитса – Занимается лечением бесплодия и увеличением половой потенции. Она так же называется
Ваджикарана-чикитса.
Аюрведические советы на каждый день
1. После пробуждения выпить 1 стакан или больше прохладной питьевой воды. Это стимулирует кишечник и нормализирует стул.
2. Утром после пробуждения следует принять душ (лучше с головой) для очищения тонкого тела ума и тела праны.
3. Утом после душа полезно для организма выполнять статические упражнения (асаны из хатха-йоги либо другие спокойные упражнения).
4. После чистки зубов для профилактики парадонтоза и стимуляции кровообращиния в деснах, рекомендуется в течении 5 мин полоскать рот кунжутным маслом, пропуская его через зубы туда и обратно. После этого помасировать десна пальцем.
5. После каждого употребления пищи рекомендуется почистить зубы, прополоскать водой глаза, побрызгать на стопы и голову немножко воды.
6. Вечером после возвращения с работы обязательно примите теплый душ, для ощищения тела от тонких воздействий после общения с людьми в течении дня.
7. Если Вы долго работаете с компьютером или у Вас просто жжение в глазах - закапайте пару капель розовой воды в каждый глаз.
8. Если Вы объелись за обедом - пожуйте несколько стручков цельного кардамона или подержите на языке щепотку соли до всасывания.
9. Для тех, кто хочет, чтобы кожа выглядела красивой и упругой, протирайте кожу 2 раза в день, утом и вечером, кубиками льда. Лучше если это замороженый отвар ромашки.
10.Перед сном лучше прогулятся 10-15 мин пешком.
11.Ежедневно рекомендуется прогулка на свежем воздухе, особенно утром, не меньше 30 мин.
12.Аюрведа не советует кушать после 18.00. И очень рекомендует перед сном за час выпить индивидуально подобраную порцию подслащеного молока со специями: фенхель, кардамон, шафран (что имеется).